Мероприятие по профилактике вредных привычек в форме программы «Пусть говорят»

Скачать презентацию (PPTX, 471kb)

Цель мероприятия: ознакомление учащихся с формами отказа от табака и алкоголя.

Задачи:

  • обучить учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих;
  • вовлечь учащихся в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья;
  • подвести учащихся к выработке  нравственной позиции по отношению к вредным привычкам;
  • пропагандировать здоровый образ жизни; развивать внимание, речь.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Методы работы помогающие достичь намеченной цели: беседа, арт-терапевтические упражнения, дискуссия, игра, элементы психологического тренинга.

Оборудование и материал: таблица с формами отказа; два подноса; карточки красного цвета с вариантами предложений; карточки зеленого цвета с вариантами ответов; корзина; музыкальные аудиозаписи мр3, мультимедийная презентация.

ХОД  ПРОГРАММЫ

 Организационный момент (в кругу)

ВЕДУЩИЙ: Добрый день! В эфире программа “Пусть говорят” на первом школьном канале (Слайд 1,2). Я очень рада, что вы пришли на встречу, чтобы обсудить очень важную проблему – проблему курения и алкоголя. Прежде, чем мы примемся вершить суд над курением и алкоголем, я хотела бы спросить зал: Считаете ли вы эту проблему актуальной? Почему? (Мнения зрителей). Ваши высказывания, по-моему, утвердили наше мнение: проблема курения и алкоголя заслуживает обсуждения.

Игра “Подари улыбку” (создание хорошего настроения) (Слайд 3).

ВЕДУЩИЙ: Начнем программу, конечно же, с улыбки. Передай свою улыбку по кругу. Улыбнемся нашим гостям.

 Интерактивная беседа

ВЕДУЩИЙ: Как вы считайте, что такое привычка? (Привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям.)
– Какие бывают привычки? (Хорошие и плохие, вредные и полезные.)

На доске плакат с изображением цветка розы и репейника.

ВЕДУЩИЙ: (Слайд 4) Вы видите на фотографиях два растения – одно из них красивое и благородное, за которым нужно долго и упорно ухаживать, чтобы вырастить красоту. А второе растение – репейник, растет без ухода и часто в тех местах, где ему захочется. Тоже самое м можем сказать и про привычки. Есть такие, которые в себе нужно развивать и воспитывать для того, чтобы вырасти достойными людьми и здоровыми. А есть у некоторых людей такие привычки, которые пристают к ним как эти же колючки и ощущения  от них неприятные, а главное, что человек с вредными привычками страдает сам и вызывает неприятие у других. И сейчас мы предлагаем вам прикрепить к этому стенду привычки, которые вы считаете вредными или полезными к соответствующим цветам.
– Какие полезные привычки вы знаете? (Чистить зубы, делать зарядку, заниматься музыкой, танцами, спортом, собирать грибы и т. п.)
– Какие привычки вредны для человека? (Курение, пьянство, наркомания, игромания и т. п.)
Мини-лекция «В рабстве у вредных привычек» (Слайд 5).

ВЕДУЩИЙ: Ребята, вы знаете, что тысячи лет назад на земле существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели постоянные войны, завоевывали соседние земли, а завоёванные народы угоняли в рабство. Рабы строили дороги, дворцы, пирамиды, выполняли самую тяжёлую работу. Жизнь раба ничего не стоила: раба можно было унизит, продать, убить. Спасаясь от невыносимой жизни, рабы часто поднимали восстания, самое известное из которых восстание под предводительством Спартака. Прошли века, и человечество избавилось от рабства. Но и в наши дни сохранилось добровольное рабство. В него попадают люди разных национальностей, мужчины и женщины, старики и дети. Все они добровольно становятся рабами вредных привычек. Посмотрите на слайд (Слайд 6). Это Царство вредных привычек. В этом Царстве самые крупные города – это Никотин, Алкоголь, Наркотик, Азарт. Люди, которые попали к ним в плен, становятся безвольными, жалкими жертвами своих вредных привычек: курения, пьянства, наркомании, игромании. Их удел нищета, болезнь, смерть. Но почему же так тянет людей в это тёмное царство?

– Тема программы: “Учусь говорить “нет” (Слайд 7). Наша программа посвящена навыку, позволяющему с честью выходить из опасных для здоровья ситуаций и выбирать ответственные способы поведения.

– Бывали ли в вашей жизни случаи, когда кто-то предлагал вам попробовать сигареты или алкогольные напитки? Если нет: Наблюдали ли вы ситуации, когда кто-то кому-то предлагал попробовать сигареты или алкогольные напитки? Такие ситуации иногда бывают. Соглашались вы или отказывались? (Те люди, которых наблюдали?) – Трудно ли было отказаться? – Почему важно научиться отказываться от предложения сигарет и алкоголя? (Выслушать ответы.)
Очень важно уметь отказать от предложения табака и алкоголя. Многие ребята обычно много знают о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и социальное благополучие, но некоторые из них все-таки начинают курить и употреблять спиртные напитки. Часто это происходит потому, что они не могут отказать сверстникам, знакомым или членам семьи, предлагающим сигареты или алкоголь.

ВЕДУЩИЙ: Существуют действенные формы отказа, которым можно научиться. Познакомимся с ними (Слайд 8)
“Нет, спасибо!” (Говорится уверенным тоном без объяснения причин.)
“Нет спасибо + объяснение причины (головная боль, необходимость идти на тренировку, боязнь огорчить родителей).
“Нет спасибо + предложение чего-то другого (поиграть вместе, съесть конфетку, предложить жвачку, игрушку).
Дать односложный ответ на все уговоры и предложения: “Нет!”, “Не буду!”, “Не хочу!”, “Не курю!”.
Сделать вид, что не услышал предложения.
Уйти в сторону от тех, кто предлагает (или пройти мимо).
Задай вопрос: “Почему тебе хочется, чтобы я закурил?” (Если настаивают.)
Изменить тему разговора.

Ролевая игра «Умей сказать «нет»»

ВЕДУЩИЙ: Мы начали нашу программу с разговора о рабстве. Нет ни одного человека на земле, который хотел бы стать рабом. Но некоторые по слабости и безволию становятся рабами вредных привычек. Как же уберечься от этого? Как не попасть к ним в рабство?
Здесь может быть только один ответ:
Надо научиться говорить …

Дети (хором). Нет!

ВЕДУЩИЙ: Вот мы сейчас и будем это делать (Слайд 9). К нам пожаловали гости от туристического агентства «Тёмное царство» – Кощей Бессмертный и Баба Яга (Слайд 10).

Игра “Как отказать?” (Слайд 11)

ВЕДУЩИЙ: Сейчас мы предлагаем вам игру, которая научит вас правильно вести себя в сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры сверстников. На одном подносе разложены карточки красного цвета с вариантами предложений. Один из группы берет и громко читает. На другом подносе – карточки зеленого цвета с вариантами ответов. Второй из группы берет, зачитывает и определяет, является ли вариант ответа действенной формой отказа. (Группе необходимо соотнести вариант ответа с номером формы отказа.)

Варианты предложений:

– Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Попробуй пиво!
– Хочешь пиво?
– Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.
– Давай покурим! Или ты трусишь?
– Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь.
– Пошли покурим! Или тебе слабо?

Варианты ответов:

– Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!
– Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!
– Нет, спасибо!
– Нет! Я не буду! И тебе не советую!
– Нет, спасибо! У меня есть пазлы. Пойдем собирать.
– Нет, спасибо! Я спешу в шахматный кружок! Хочешь, пойдем со мной.
– Нет, я не буду! Пойдем лучше со мной на каток!
– Нет, спасибо! Меня мама просила сходить в магазин, пошли со мной. Может, твоей маме тоже нужно что-нибудь купить.
– Ребята, скажите, пожалуйста, в чьей роли вам понравилось быть больше?

Работа в группах: Игра «Ситуация» (Слайд 12).

ВЕДУЩИЙ: А теперь давайте рассмотрим ситуации, которые могут произойти с каждым из вас. Результат группового обсуждения вам необходимо представить в виде короткой ролевой игры с объяснением предпочтительной формы отказа. На подготовку 3 минуты. Учащимся предлагается разыграть следующие ситуации, продумав форму отказа:

  • Старший брат просит тебя: “Возьми у отца сигарету так, чтобы он не заметил, и дай мне”.
  • На школьном дворе старшеклассники курят. Один из них предлагает тебе сигарету: “Закуривай!”
  • Ты пришел к другу поиграть в компьютерные игры. Его родителей нет дома. На кухонном столе ты увидел красивую бутылку в плетеной корзинке. Друг говорит: “Это хорошее виноградное вино. Давай попробуем”.
  • Марина говорит: “Приглашаю тебя на мой день рождения. Предков не будет, но сестра с друзьями обещали прийти”. Ты знаешь, что друзья сестры курят и пьют, поэтому тебе не хочется идти к Марине.

– Молодцы! Вы справились с заданием, и теперь мы уверены, что в подобных ситуациях вы не растеряетесь, и примите правильное решение.
– Какие формы отказа выглядели более убедительно?
– Каким образом легче всего было отказаться?
Давайте составим пословицы и объясним их значение:

В здоровом теле здоровый дух.

К слабому и болезнь пристает

Всякое дело поправимо, если человек здоров.

С хмелем познаться – с честью расстаться.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

Вино не красит, а ум гасит.

Заядлого курильщика муха крылом перебьет.

 Работа в группах. Путешествие в Царство хороших привычек

ВЕДУЩИЙ: Хорошо, что рядом с нами есть и другое царство – Царство хороших привычек. (Слайд 13). В это Царство попасть непросто: нужно трудиться, работать над собой, заставлять себя постоянно тренироваться. Зато в награду ты получишь крепкое здоровье, хорошее настроение, успешную работу, уважение людей.
В этом Царстве города носят такие прекрасные названия труда, спорта, музыки, чтения, гигиены.

Хорошие привычки – это пропуск в эти города.
 

Рефлексия. Подведение итогов

Произведем оценку программы. На слайде вы видите два микрофона белый и черный. Белый – я сегодня узнал много новой информации и я против вредным привычек. Черный – я не изменю отношения к вредным привычкам и буду продолжать курить.

Сначала поднимите руки вверх те, кто выбирает белый микрофон.

А теперь поднимите руки те, кто выбирает черный микрофон.

– Что больше всего понравилось на программе?
– Что меньше всего понравилось на программе?
– Закончите предложения о том, что вы узнали на программе, что еще хотелось бы узнать (Слайд 14).

– Спасибо за работу! Будьте здоровы!