Сценарий литературно - музыкальной гостиной «Зимушка-зима»

Развитию интереса к самообразовательному чтению, к изучению языка и традиций способствует организация творческой формы деятельности. Творческая форма деятельности – нестандартна, нетрадиционна.   Такие формы деятельности, как литературная гостиная, превосходят качественный потенциал обычных уроков, уроков по внеклассному чтению, уроков - игр, семинаров.

Цель проведения музыкально - литературной гостиной:

  1. обобщение знаний детей о зиме, зимних месяцах; обучение восприятию поэтического образа зимы средствами художественной музыкальной выразительности;
  2. создание эмоционального настроя.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с произведениями о зиме поэтов и композиторов;

- создать представления о зиме на основе изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений искусства;

- работать над развитием устной речи учащихся.

Развивающие:

- пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация читательских чувств;

- выработка внимательного отношения к литературному тексту;

- способствовать развитию у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии.

Воспитательные:

- развитие духовного мира учащихся;

 - воспитывать любовь к языку и родной природе.

Оформление: Сцена оформлена в стиле русской избы: стол, покрытый скатертью, на нем самовар, старинная посуда с угощением, свечи в подсвечниках. В декорациях присутствует старинное зеркало, рушники, половики. На телевизоре заставка окна.

Оборудование: компьютер, колонки, подборка музыкальных произведений о зиме, телевизор, видеоролик «Зима в картинах знаменитых художников», фотографии поэтов, стихотворения которых будут читать учащиеся, атрибуты для инсценировок.       

 

Ход мероприятия

(2 хозяйки готовятся к приходу гостей: одна ставит самовар, другая -поправляет занавески и протирает окно).

(Звучит музыка «Святой вечер»)

1 хозяйка: Ну что, кажется все готово к приходу коляды.

2 хозяйка: Да. Знатная нынче зимушка стоит (смотрит в окно). Хоть и суровая, но сколько радости с собой несет.

1 хозяйка: А снегу - то сколько намело. Давно я не помню такой снежной зимы. А как красив снегопад в безмолвной тишине! Снежинки, будто белые мотыльки, опускаются на землю. А когда поднимается сильный ветер, все меняется вокруг, и тогда не разберешь, откуда летит снег: то ли с неба, то ли с земли.  И каждый снежный вихрь неповторим.

2 хозяйка: И, правда, смотри, снежинки танцуют!

(Танец снежинок)

1 хозяйка: Хоть и суровое время года – зима, но прекрасное и завораживающе, как сказка.  И не удивительно, что это зимнее великолепие будоражило души художников, композиторов и поэтов.

2 хозяйка: Давайте послушаем, как поэты передавали всю красоту русской зимы в своих стихотворениях.

(Чтение стихотворений. Тихо звучит классическая музыка П.И Чайковского. На экране портреты поэтов, чьи стихи звучат)   

2 хозяйка: Стихи - хорошо. А я помню, сколько бабушка рассказывала сказок о зиме, о морозе. Ой, да что я говорю. Лучше 1 раз увидеть.

(Сценка «Морозко»)

1 хозяйка: Я вот тут пластинки перебирала, смотри, какую песенку нашла. Жаль, проигрывателя нет, а так бы и послушать: Потолок ледяной …(напевает)

2 хозяйка: А зачем нам проигрыватель? Мы ее вживую услышим. Нам ее исполнят ребята.

(Песня «Зима» в исполнении учащихся 8 класса)

1 хозяйка: А мороз к вечеру крепчает. Вон как звезды на небе ярко светят. Не зря в народе говорят, что в эти дни в небе ангелы танцуют.

(Танец звезд)

2 хозяйка: А моя бабушка говорила, что в эти дни собираются в одном месте 12 месяцев. Давай посмотрим.

(Сценка «Двенадцать месяцев»)

1 хозяйка: Что - то долго к нам никто не идет. Давай - ка я тебе пока загадку загадаю.

2 хозяйка: Давай.

1 хозяйка: Старик - шутник: на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз.)

2 хозяйка: Это я знаю. Это мороз. Правильно ребята?

1 хозяйка: Хорошо, давай еще загадаю загадку.

      Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.)
2 хозяйка: Так - так, может самолет?

1 хозяйка: Нет. Мы же про зиму говорим.

2 хозяйка: Ну, тогда не знаю. Ребята, может поможете?

(Ответы детей)

2 хозяйка: Не драгоценный камень, а светится. (Лед.)

1 хозяйка: Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке,
все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке. (снежинка)

2 хозяйка: Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

1 хозяйка: Молодцы, ребята. А я бы еще стихи послушала.  В стихотворениях и А.С.Пушкина, и Ф.И.Тютчева зима — волшебница, колдунья, чародейка, которая украшает землю, сковывает ее, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят в лесу деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами.

(Чтение стихотворений)

1 хозяйка: Если поэты посвящают зиме свои стихи, то художники стараются передать всё великолепие зимней красоты в своих картинах. Как вы думаете, какие краски преобладают на зимних картинах?

2 хозяйка: Давайте посмотрим ряд картин известных художников на зимнюю тему и послушаем знаменитое музыкальное произведение Зима Антонио Вивальди.

(Просмотр видеоролика «Зима в картинах известных художников»)

1 хозяйка: Красиво - то как! Даже дыхание перехватило.  Сколько эмоций в этой музыке. Казалось, что метель подхватит и унесет в далекие края.

(Музыка «Коляда»)

2 хозяйка: Чу, слышишь?  Кажется, к нам коляда приближается! У нас готовы угощения?

1 хозяйка: Да, все готово. Давай встречать гостей.

(Сценка «Коляда»)

2 хозяйка: После Крещения каждый выбирает себе суженого или суженую. Парни за девчатами ухаживать начинают.  Вот как это бывает.

(Танец «Вдоль да по улице метелица метет»)

1 хозяйка: А есть такие нетерпеливые, которым все хочется побыстрее узнать.

2 хозяйка: Есть, есть такие девчата. Давай посмотрим на них.

(Сценка «Гадание»)

1 хозяйка: Ну, а что же пожилым - то людям остается делать зимними рождественскими вечерами?

2 хозяйка: По традиции женщины со всех домов собирались в избе, приносили с собой рукоделие, молодежь перебирали и красивые песни пели.

(Песня «Буря мглою небо кроет…» в исполнении коллектива учителей)

1 хозяйка: Кроме песен они еще и пословицы сочиняли. Вот, например:

Береги нос в большой... (мороз).
В зимний холод всякий... (молод).
Зима без снега, лето без... (хлеба).
Мороз невелик, да стоять... (не велит)
Гуси летят - на хвосте... (зимушку тащат).
На морозе и старик... (вприпрыжку).
Зимой тулуп всякому... (люб).
Зимний денек с... (воробьиный скок).

                                     (Дети заканчивают пословицы)

1 хозяйка: Зима – красивое, волшебное время года. Она такая разная: то радостная, солнечная и яркая, то хмурая, с серым, зимним небом.

 2 хозяйка: Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, а порой бывает злая и ворчливая. Но самая главная особенность зимы это то, что зима – это время покоя.

1 хозяйка: Этому замечательному времени года мы посвятили наш праздник.

2 хозяйка: Мы с вами и пролистали книгу красавицы - зимы. У каждого человека есть своя любимая зимняя пора: кому-то больше нравятся спокойные зимние будни, а кому-то по душе - веселые зимние праздники.

1 хозяйка: Вот и подходит к концу наша встреча. И закончить нашу гостиную мы бы хотели весёлой песней. 

(Песня «Зимушка – зимушка, как ты хороша»)