Открытое занятие по нравственному воспитанию

 Подготовила и провела воспитатель I кв. категории Хайдукова Любовь Петровна

Цель: Формировать представление детей о доброте, умение замечать в людях хорошее, формировать отрицательное отношение к злости, жадности и зависти. Развивать у детей умение высказывать свои мысли, думать, рассуждать. Развивать коммуникативные навыки общения. Воспитывать у детей желание совершать добрые поступки.
Ход занятия:

I. Организационный момент:

- Ребята, я сейчас вам расскажу маленькую сказку-быль «Муравей и голубка», ее написал Лев Николаевич Толстой. Послушайте ее внимательно и скажите мне потом, чему учит нас великий писатель: «Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка впорхнула и улетела».

- Чему учит нас эта сказка? (доброте, взаимопомощи).

- Подходит ли к этой сказке вот эта пословица: «За добро, добром и платим»?

II. Основная часть:

- Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах.

- А что такое добро для вас? (ответы детей).

- Да, верно, это все хорошее, доброе, красивое. Это весна, солнце, улыбка, мама, учитель.

- Что есть зло? (ответы детей).

- Да, это нечто противоположенное добру: это беда, несчастье, все плохое.

- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (ответы детей).

- Как вы думаете, легко ли быть добрым? (ответы детей).

- Чтобы быть добрым нужно иметь добрую душу, доброе сердце.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

- А сейчас я вам расскажу случай из жизни одного детского дома (рассказ воспитателя).

- Что оказалось главным для ребенка? (ласка, доброта).

- А сейчас другое задание: назовите слова с общим корнем «добр». (добрый, доброта, добропорядочность, добро).

Воспитатель вывешивает половицу: «доброе дело питает и разум и тело».

Задание: объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы.

«Игра в пословицы»:

Доброе помни, а                                пожнешь

Что посеешь, то и                             зло забывай

За добро                                              добра не дает никому

Худо тому, кто                                  добром платим

Задание: Найти конец пословицы. 

Игра «Связующая нить».

Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал кубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями, добрыми словами в адрес следующего.

- А теперь натяните нить. Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот оказывается какие вы дружные в своей группе (Дети садятся на свои места).

- А сейчас я вам предлагаю послушать высказывания разных писателей о доброте:

·        «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (Мигель Сервантес).

·        «Истинная доброта заключается в доброжелательном отношении к людям» (Жан – Жак Руссо).

·        «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе» (Вильям Шекспир).

·        «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль).

·        «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» (Лев Толстой).

- Вы все любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок всегда была тема добра и зла. Всегда встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый – хлопаем в ладоши, если злой закрываем лицо руками. Итак: Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Водяной, Морозко, Мальвина.

- Как вы думаете, чего на земле все-таки больше: добра или зла? Может быть нам помогут узнать вот эти весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь).

- А что нужно сделать, чтобы победить зло?

- Правильно, нужно, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершали в жизни и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Дети по очереди подходят к весам и говорят о своем добром деле).

III. Подведение итогов.

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь превращаются в ручеек, ручейки – в реку – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сделаем одно общее доброе дело. (Дети делают коллективную аппликацию «Как прекрасен этот мир»).

- Наше занятие подошло к концу. И сейчас я хочу каждому из вас раздать маленькое солнышко. Это солнышко – частичка доброты. Пусть она согревает вас и всегда живет в вас.

Как бы жизнь не летела

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей!

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело

Тем живем на Земле!